П. П. Корженевский (ум. в 1898 г.) содержал пчел вблизи Кие­ва и принадлежал к числу старейших пчеловодов-рационали­заторов этого города.

Улей

Он содержал пчел в лежаках Долиновского, напоми­нающих улей Лайянса. В фасадной стороне улья находился, немного влево от середины, главный леток, а на задней стенке, поближе к правой стороне улья, - запасной леток для нуклеуса, или \"резерва\". П. П. Корженевский полагал, что смыкающиеся сверху и с боков рамки Долиновского гораздо лучше согре­вают пчел, чем рамки несмыкающиеся, в которых пчела сидит \"как бы в решетчатой клетке\".

« Передо мной как раз теперь лежит письмо одного пчеловода, в котором он горько жалуется, что смыкающиеся вверху рамки Левицкого никуда не годятся, т. к. они постоянно давят пчел. Мне пришлось когда-то разбирать Десятки ульев, которые при предыдущей работе были собраны самим П. П. Корженевским, и я никогда не нашел ни одной сдавленной между Рамками пчелы. Все зависит от навыка», примечание автора.

В распоряжении пасеки П. П. Корженевского находилась довольно значительная ли­повая роща, цветение которой совпадало с цветением ранних гречих (июнь). Это составляло обыкновенно главный взяток. Но часто весьма недурен и взяток с поздних гречих, которые иногда, впрочем, в этой местности обманывают надежды па­сечников, не выделяя нектара, несмотря на удовлетворительное цветение. Вырабатывая метод, П. П. Корженевский старался возможно лучше воспользоваться первым и для него более на­дежным взятком и этим обеспечить целость своего капитала, т. е. обеспечить пчел зимними запасами. Прибыль же пасечни­ка заключалась в сборе с поздней гречихи.

Сообразно с поставленной задачей, П. П. Корженевский, начиная с половины апреля, подкармливает пасеку, наполняя сухие вощины сначала густым медом или сиропом (фунт cахара на 1/2 фунта воды), затем кормом средней густоты (фунт са­хара на фунт воды) и, наконец, с начала мая, когда в улье име­ется много червы и существует большая потребность в воде, жидким сиропом (1 фунт сахара на 2 фунта воды).

«Предупреждаю, что наливание больших порций жидкого корма (напр-. при подкормке при необходимости прямо) в соты рекомендовать нельзя: корм, не побывавши в зобиках пчел, легко начинает бродить, и мне не раз приходилось открывать подобные ульи, от которых несло сильным запахом уксуса. Лучше давать в кормушках» примечание автора.

Ульи, бо­гатые запасами меда, первых порций густого меда не получа­ют, а начинают кормиться только тогда, когда началась под­кормка сиропом средней густоты или жидким.

1-я РАБОТА

В первой половине июня производится реви­зия пасеки и отмечаются те семьи, которые имеют 6 и более рамок червы. От этих ульев, составляющих огромное большинст­во, на другой день берутся \"резервы\", состоящие в том, что матку с рамкой, на которой она найдена, переставляют к за­пасному летку, находящемуся на другой стороне улья. К ней прибавляется 2 рамки суши и рамка с медом, запечатанным или налитым в сот. На эти 4 рамки стряхиваются с 4-х гнездо­вых рамок пчелы, и семейка-нуклеус отгораживается вставной доской. В первые сутки, после отделения резерва, запасной ле­ток остается закрытым, а когда он на другой день будет от­крыт, то часть летных пчел от матки вернется через свой прежний главный леток к материнской семье, занятой теперь закладкой маточников.

Благодаря отделению резерва, материнская семья, впредь до оплодотворения новой матки, не будет расходовать мед на черву и, свободная от обязанности отогревать и кормить, чер­ву, соберет значительное количество меду с липы и ранней гречихи. Кроме того, ни молодая матка в материнском улье, ни старая матка в резерве не будут плодить трутней. Хотя в резерв отделено только небольшое количество пчел, и мате­ринская семья встречает взяток с липы и гречихи почта в пол­ной силе, все-таки ко второй половине июля, т. е. к началу цветения поздней гречихи, материнская семья ослабевает, вследствие прекращения червления в ней почта на целый ме­сяц. Вот почему совершенное удаление матки, при отсутствии второго взятка, советуемое Цесельским или Берлегпшем, или отгораживание ее, советуемое Левицким, не было бы здесь це­лесообразно, и будет гораздо лучше прибегнуть к образова­нию резерва. Этот резерв, почти не подорвавший при своем образовании силы материнской семьи, благодаря своей перво­начальной незначительности, при надлежащем уходе за ним и при последовательной прибавке рамок разовьется к середине июля в семьи такой силы, что при возвращении его материн­скому вполне сможет установить утраченные к тому времени силы материнского улья и сделать его снова способным использо­вать (2-й) взяток с поздней гречихи в августе. В этом конечная за­дача резерва, но пока вернемся к последовательному ходу работ.

2-я РАБОТА

Отделив, например 13-го июня, резерв мы должны на восьмой или девятый день перебрать рамки ма­теринского улья и уничтожить маточники, за исключением одного, чуточку еще не запечатанного.

«Корженевский предполагает, что та­кой, не вполне запечатанный на 8-й день, свищевой ма­точник, непременно заложен пчелами на яичке. Я же лично этой уверенности не имею, т. к. замечал, что свищевые маточники, после отъема матки, закладываются не все сразу, а к заложенным в первые дни впоследствии прибав­ляются новые, и, таким образом, незапечатанный маточник на 8-й день может оказаться заложенным на червячке, близ­ком к тому возрасту, когда превращение его в матку дела­ется невозможным.» рпримечание автора.

На 14—15 день следует проконтролировать себя и послу­шать, не поет ли вечером в каком-нибудь из ульев матка, а на 15—17 день, после отделения резерва, проследить, не выйдет ли где-нибудь вторак (резерв в этом случае рассматривается, как первак).

3-я РАБОТА

На 26—30 день следует проверить, оплодо­творились ли молодые матки. Обыкновенно на сто ульев бы­вает 5—6 таких, у которых матки погибли во время оплодо­творения. Во избежание появления трутовок к этим сиротам немедленно присоединяют резерв (можно воспользоваться при этом и способами Ващенко или Радомского), так как вы­вод снова молодой свищевой матки из данной ему червы так обессилил бы улей, что он был бы лишен возможности рабо­тать на поздней гречке.

4-я РАБОТА

Между 17-м и 22-м июля производится реви­зия материнских семей, причем отмечается, сколько имеется червы в каждой от молодой матки (IV6). В зависимости от то­го, когда она оплодотворилась, червы бывает по 4, по 5 и по 8 рамок. Теперь количество червы во всех ульях доводится до высшего предела, найденного в материнских семьях, в данном случае до 8 рамок. Недостающие до этого количества рамки с червою берут у резерва, которому взамен отнятых рамок дает­ся сушь. Теплая июльская погода дает возможность приба­вить к материнским ульям сразу большое количество червы, без опасения, что она застынет. Теперь материнские ульи будут вполне подготовлены к встрече поздних гречих, цветущих в августе. Если хотя бы 10 дней будут благоприятны для сбора, то и тогда, благодаря огромной силе, ульи заполнятся медом, и придется прибегать к центробежке, чтобы не дать возможности меду чересчур ограничить червление. В течение этого взят­ка окончательно кассируется резерв. Для этого после 12 авгу­ста у него отнимается матка, а через 12—24 часа, перед вече­ром, удаляется и вставная доска, разделявшая семьи. В темноте пчелы мирно соединяются.

В местах, где поздние гречихи отцветают раньше, все опе­рации, частью и подкормка, передвигаются недели на две впе­ред, т. с. резерв отделяется до конца мая.

Зимовали пчелы у Корженевского на 6—8 рамках, придви­нутых к боковой стенке улья и отгороженных не доходящей до пола диафрагмой, причем леток, находящийся почти в середи­не улья, выходил в задиафрагменное пространство, и пчелы могли в него попасть, пройдя под вставной доской. Таким об­разом, пчелы были защищены от непосредственного влияния наружного воздуха и имели как бы холодную темную переднюю, подобную тем, которые Кунтш в Германии устраивает своим пчелам из нижнего этажа своего улья, отделенного от верхнего, где зимуют пчелы, доскою со щелью; последнюю можно было бы назвать внутренним летком. Но нужно отме­тить, что Кунтш зимует на дворе, а Корженевский — в омша­нике, где \"передняя\", пожалуй, излишняя.

Итак, задача метода состоит в ограничении червления во время первого и более важного июньского взятка и в подго­товке ко второму взятку (в августе) особого пополнения, ко­торое воспитывается из нуклеуса — резерва, отделенного за вставной доской. Для этого в начале июня образуют у запас­ного летка из матки на 4-х рамках резерв. На 8—10 день унич­тожают в материнском маточники; на 14—15 день выслушива­ют, не поет ли матка; на 15—17 день караулят втораки и на 28__30 день проверяют оплодотворение матки. Где ее в материн­ском не оказалось, там возвращают резерв. Между 17—22 ию­ля часть червы резерва передают материнской семье. К 12-му августа у резерва уничтожают матку и обе семьи соединяют.

В местах, где гречихи зацветают раньше, а во второй поло­вине мая, напр., имеется акация, все работы, а в том числе и подкормку на черву, производят на две недели раньше.

«Я знал в Киеве пчеловода, который делал резервы еще раньше, к цветению белой акации, важного для него взятка. Для этого он применял не только осеннюю (Iе) спекулятивную подкормку, но и весеннюю начинал очень рано. А чтобы пчела, вследствие этой ранней подкормки, не терялась бы при бесполезных еще вылетах в поле, он применял клостатор. Это слово происходит от kloster, т. е. монастырь и представляет собою деревянный ящичек в 20—30 см длины и по 10 см вышины и ширины, который открытой боковой стороною привешивается к улыо против летка. Через дно и крышу ящика проходят трубки в 2 см в диаметре из черного железа с пробитыми дырочками. Выступающие вверху концы трубок прикрыты крышечками из того же черного железа. Благодаря этому приспособлению, в клостатор и в улей проникает свежий воздух, но не свет, выманивающий пчел к вылетам. Томимые же жаждой пчелы находят воду в поилке, приспособленной в середине клостатора (подробнее о нем сказано в журнале \"Пчелов. хозяй­ство\" №9 за 1912 г.). В Германии вместо клостаторов нашли широкое применение веранды (см. улей Прейса и Кунтша). Там, впрочем, имеется И значительная группа пчеловодов, полагающих, что пчел весной запирать не следует, потому что это и изнеживает пчелу и хлопотливо, т. к. требует бдительного наблюдения. Они пользуются верандой только при нападах и перевозках.» примечание атора.

Дополнительные сведения

Сравнивая метод Коржеиевского с методом В. Ф. Ващенко, мы нахо­дим сходство, но далеко не во всем. Так, например, В. Ф. Ва­щенко главные надежды кладет на поздний взяток, а потому, отделяя матку с значительным количеством червы, он не бо­ится обидеть ту часть семьи, где выводится матка. Корженев­ский же основывает свои надежды на липе и ранних гречихах, уделяя резерву только незначительную силу, причем одной из целей этой работы ставит ограничение червления в материн­ском улье. Разница заключается и в том, что П. П. Корженев­ский все работы в нормально развитых ульях производит в один определенный день, не интересуясь вопросом, желает ли улей роиться или нет. Это дает ему возможность отлучаться от пасеки и заниматься другими делами. В. Ф. Ващенко же, отде­ляя маток только в ульях, готовящихся к ройке, всегда должен знать состояние каждого улья, другими словами, осматривать пасеку каждые 10—12 дней.

Последнее не затруднит того пчеловода, который отдал все свое время пасеке, причем может иметь пасеку большую и работу на ней производить исподволь.

П. П. Корженевский в начале 80-х годов издал книжечку: \"Рассказы о рациональном пчеловодстве\". В ней были изло­жены первые опыты с его методом, причем он был назван: \"образование пароев\". В то время он отделял нормальный рой от каждой семьи (налет на собственную матку). К началу авгу­ста рой приходил в полную силу, и тогда П. П. Корженевский делал из него порой, то есть всю черву, иногда с сидящими на ней молодыми пчелами, присоединял к материнской семье, а у оставшихся на пустых вощинах летных и нелетных пчел роя запирал матку в клеточку. Это был порой. По окончании взятка остатки этой силы обезматочивались окончательно (т. е. матка в клеточке отбиралась, пчелы присоединялись тоже к мате­ринскому зимующему улью). Впоследствии П. П. Корженевский остановился на том методе, который изложен выше (об­разование резервов).

В. Ф. Ващенко и П. П. Корженевский воспитывали в улье вторую семью с тем, чтобы перед последним взятком попол­нить ею силы другой материнской семьи; иначе поступает П. А. Мети, пользующийся матками-помощницами.

«Методы пчеловождения» Вс.Шимановский, Киев 1996г.

Тип улья: Горизонтальный