В пчеловодной практике чуть ли не единственным критерием применяемых противоклещевых препаратов является количество осыпавшихся паразитов. Раз поддон красный от клеща, значит лекарство отличное. Однако пчёлы освобождаются от клещей неполностью, и поэтому гораздо более важно знать не сколько их осыпалось, а сколько осталось в гнезде. К тому же, большая осыпь клещей при осенней обработке означает, что семья развивалась в условиях высокой заклещённости, отчего качество пчёл снижено, и зимовка может оказаться ненадёжной.
Определить, сколько клещей в семье, несложно. Это задача, доступная любому пчеловоду, вся "лаборатория" представлена на снимке.
ЛабораторияТ.к. клещи в гнезде распределены неравномерно, пчёл беру из всех улочек большим пинцетом, 50-100 шт, и кладу в поллитровую стеклянную банку с 250 мл холодной воды. Чтобы клещи легче отделялись от пчёл, в воду добавляю щепотку стирального порошка. Затем на водяной бане на электроплитке поднимаю температуру воды в банке до 48-50 градусов. После чего, закрыв банку крышкой, энергично встряхиваю её около минуты для надёжного отделения клещей от пчёл.
Затем пчелы, каждая в отдельности, чтобы к ним не прилипли клещи, извлекаются из воды и пересчитываются. Пересчитываются и оставшиеся в банке клещи. Число клещей делится на число пчел и умножается на 100. Полученный результат есть степень заклещённости семьи в процентах.
Описаннная методика - модификация предложения В.А.Гайдарa. Значение диагностики видно из следующего примера. Возьмём идущую в зиму семью с заклещённостью в 2%. Эта цифра, на первый взгляд очень низкая, означает, что в семье весом в 3 кг присутствует 600 клещей. Т.к. за зиму их число уменьшается на 10%, к весне останется 540 клещей, способных к размножению. Следующей же осенью, если летом семью не освобождали от паразита, их будет уже от 5400 до 10800 (за активный сезон численность клещей увеличивается в 10-20 раз) и уровень поражения может превысить 30%.
Понятно, что нельзя возлагать все надежды только на осеннюю обработку: клеща, к радости пчеловода, осыпется много, но и много повреждённых и ослабленных этим клещём пчёл пойдёт в зиму.
Нужно стремиться, чтобы к последней в сезоне обработке семьи имели невысокую заклещённость, для чего снижать численность паразита и летом, используя, например, стрoительную рамку, помещая в гнёзда акарицидные полоски и т.д. Cокращению количества клещей способствуют также роение и смена маток, т.к. с этим связан безрасплодный промежуток в развитии семьи, отчего клещи теряют возможность размножаться.
Подсчитав заклещённость до и после обработки, можно определить и эффективность препарата, и добросовестность производителя лекарства.
Эффективность обработки определяется как разность между степенью заклещенности до обработки и степенью заклещенности после нее, деленная на степень заклещенности до обработки. Выражается также в процентах.
Однако на практике большую наглядность дает рассмотрение степени заклещенности, а не эффективности обработки. Например, если семья перед осенней обработкой имеет степень заклещённости на уровне 10-12%, можно быть уверенным в удовлетворительном качестве пчел, которые будут зимовать. Если после обработки заклещенность этой семьи не превысит 3%, то уже можно говорить об успешной зимовке и ненужности каких-либо весенних обработок. Эффективность же для этого случая - снижение заклещенности с 12% до 3%, - составит только 75%.
(12-3)\12х100=75%
В то же время, если после обработки семьи с заклещенностью 40% получим конечную заклещенность тоже равную 3%, эффективность будет равна 92% при заведомо худшем качестве пчел. (Из этих цифр, между прочим, следует, что производителю препарата в рекламных целях выгоднее приводить данные обработок семей с высоким поражением).
Брать пчел на анализ заклещённости достаточно раз в год, осенью, когда в семьях нет расплода. И необязательно проверять все семьи, и необязательно ежегодно, а только периодически выделять типичные из групп роившихся, нероившихся, менявших матку, не менявших, отводков и т.п. Полученные результаты позволяют оценить эффективность применяемых средств, прогнозировать результаты зимовки и весеннее развитие и пчёл, и паразита. Зная динамику развития клещей можно представлять себе их количество в семьe в любой момент года и планировать её оздоровление. Кроме того, регулярный контроль заклещённости позволяет отследить момент, когда у клещей наступает адаптация к применяемому препарату.
В качестве иллюстрации привожу свои замеры заклещённости в конце сентября в шести семьях.
1. В двух после поставленных в августе полосок фумисана по 0%;
2. В двух после полосок апидеза 2 и 2,5%;
3. В двух, которым полосок не хватило, по 4%.
После однократной обработки бипином 11.10.09:
1. Там, где было 2% на поддоне оказалось 48 клещей, а где 2,5% - 12.
2. Без полосок - 92 штуки и 240 штук. Там, где 92, была тихая смена матки. 240 - семья росла без смены матки и не роилась.
3. В ульях, где использовался фумисан, нет доступа под гнездо. Поэтому вместо подсчёта клещей на вкладках повторно определил заклещённость после обработки бипином. Как и ожидалось, она оказалась равной 0%.
В целом заклещённость семей невысокая и можно было обойтись без обработки бипином. Даже если бы 240 клещей остались в гнезде, то и в этом случае поражённость не превысила бы 1% (в этой семье не меньше 2,5 кг пчёл), что вполне допустимо. В какой-либо противоклещевой обработке весной семьи нe нуждаются, но нужно предусмотреть постановку полосок в августе.
Жаров В.Г.,
Россия, Подмосковье,