Арабские страны, и прежде всего Ближнего Востока, - перспективные рынки сбыта меда. Эти государства в силу климатических особенностей и других объективных причин не обеспечивают себя медом и вынуждены делать это с помощью импорта. В настоящее время здесь производят всего 35-40 тыс. т меда, а импорт из Аргентины, Мексики, Германии, США, Австралии, стран Восточной Европы и т.д. составляет 20-25 тыс. т.
Многие арабские страны, располагающие крупными запасами нефти и природного газа, значительными финансовыми ресурсами, считают нецелесообразным развивать свое сельское хозяйство, а предпочитают импортировать продовольствие и другие необходимые товары. В то же время страны региона, чьи природные ресурсы ограничены, рассматривают развитие пчеловодства как одно из средств ослабления проблемы занятости сельского населения и повышения его жизненного уровня.
Попытки объединить усилия арабов в становлении пчеловодства предпринимались неоднократно. В 1988 г. Арабская организация сельскохозяйственного развития впервые в истории провела обследование отрасли входящих в нее стран. В августе 1996 г. в Бейруте состоялся I Конгресс арабских стран по пчеловодству. Значительную помощь в развитии отрасли этим странам оказывает ФАО. Предоставляется помощь и на двусторонней основе: в Ливане, Сирии, Иордании и Марокко в последние годы активно работают добровольцы французской организации «Пчеловоды без границ».
В ряде арабских стран значительную часть пчелиных семей все еще содержат в традиционных цилиндрических ульях из глины или полых стволов деревьев, а также в досчатых параллелепипедах (100x15x15 см), которые пчеловоды укладывают друг на друга горизонтально по нескольку десятков штук. В Марокко, например, в таких ульях содержат 80% семей, в Тунисе - 30, в Сирии - 20%. Местные пчелы Apis mellifera syriaka хорошо переносят жару и другие особенности ближневосточного климата, поэтому их широко используют в Сирии, Ливане, Иордании, Марокко, Ираке и других странах, где европейские пчелы редко выдерживают более одного сезона.
Тот факт, что мед упоминается в Коране, накладывает свой отпечаток на отношение мусульман к этому продукту. Они считают его скорее ценным лекарственным средством, чем просто подсластителем. Для приготовления блюд национальной кухни мед используют только в Саудовской Аравии и Йемене. Арабы широко применяют воск, но им практически не известны маточное молочко, прополис и другие продукты пчел.
В 1997-1998 гг. в Алжире, Бахрейне, Египте, Иордании, Ираке, Йемене, Кувейте, Ливане, Ливии, Марокко, Объединенных Арабских Эмиратах, Омане, Саудовской Аравии, Сирии, Судане, Тунисе насчитывалось 411670 пчеловодов и 4313070 семей пчел. Египет производил 60% меда, Марокко, Йемен, Тунис и Судан - 30%, а остальные стран - около 10%. В последние годы в соотношении сил произошли определенные сдвиги, но в целом картина изменилась мало.
Саудовская Аравия производит лишь 5% меда, потребляемого ее населением. В 1996 г. сюда было импортировано 4,9 тыс. т меда, в том числе из Австралии - 24%, Турции - 19; Мексики - 17; Аргентины - 10,2; Пакистана - 10; США - 5,8; Германии - 4,9; из других стран - 8,7%. Наиболее высоко в этот период ценился мед из Йемена, за 1 кг которого покупатели были готовы платить до 190 долл. США. В стране перерабатывают около 15% импортного меда, который в фасованном виде затем сбывают компаниям-поставщикам продовольствия, авиакомпаниям, поставляют в больницы и т.д. В 1998 г. в Саудовской Аравии насчитывалось около 20 частных компаний, импортировавшим мед. Они выплачивали импортную пошлину в размере 12%, однако мед, предназначенный для использования в пищевой промышленности, от уплаты пошлины освобождался.
Потребление меда в Кувейте ежегодно возрастает на 3%, что объясняется, в частности, быстрым ростом населения. В 1997 г. в страну было импортировано 714 т меда, в том числе из Австралии - 231 т, США -193, Саудовской Аравии - 73, Германии - 46 т. Небольшие партии меда закупали также в Великобритании, Франции, Турции, Греции, Ливане и других странах. По прогнозам, импорт меда в ближайшее время составит 950-1000 т. В Кувейте нет пошлин на продовольственные товары, импортных квот, импортных лицензий и других нетарифных ограничений. Новые импортные товары обязательно проверяют на качество и соответствие местным стандартам. Если продукт проходит первоначальный тест гладко, то последующие его партии освобождают от проверок в течение некоторого времени (обычно на полгода). Импортом меда занимаются 20-25 частных компаний, но решающую роль играют лишь 10 из них. В розничную торговлю направляется 80% импортного меда, в больницы, армейские подразделения и прочие государственные структуры - 10, в пищевую промышленность - 10%.
Заметных успехов в развитии пчеловодства добилась Сирия, чему активно содействует правительство страны. В течение последнего десятилетия пчеловодам здесь предоставляют льготные кредиты сроком на пять лет для обзаведения пасеками. Построены пять заводов по производству ульев (10 тыс. штук в год). В настоящее время в стране производят 1750 т меда, здесь насчитывается 365 тыс. семей пчел, (80% содержат в ульях Лангстрота) 15 тыс. пчеловодов, из них 5 тыс. профессионалы (имеют 100 и более семей). Правительство планирует в ближайшее время подготовить дополнительно 15 тыс. пчеловодов и довести численность пчелиных семей до 0,5 млн. Для этого открыты 20 школ, в которых слушателей обучают современным технологиям пчеловодства. Ежегодно они выпускают по 300 специалистов.
Сирийский мед пользуется высокой репутацией на мировом рынке, поскольку не содержит остатков пестицидов и лекарственных препаратов. Основные медоносы: цитрусовые, эвкалипт, анис, подсолнечник, плодовые деревья, хлопчатник, вереск, тимьян, розмарин, чертополох и т.д. В рамках программы развития пчеловодства осуществляется озеленение безлесых горных районов посадками эвкалипа, акации и других медоносов. Предполагается также шире использовать пчел для опыления плантаций фруктовых деревьев. Цены на мед на местном рынке составляют 7-24 евро (в пересчете с сирийского фунта) за 1 кг. Ежегодно в Сирии производят около 300 кг маточного молочка, цена которого весьма высока - 2 евро за 1 г.
Драматична судьба пчеловодства Ирака. До конца 1960-х гг. местные крестьяне не могли позволить себе покупку дорогого пчеловодного инвентаря и содержали пчел в традиционных ульях - корзинах, обмазанных глиной. Их число достигало примерно в 500 тыс. шт. Современные технологии пчеловодства и рамочные ульи начали внедрять лишь в 1970-1980 гг. В этих целях Ассоциация пчеловодов Ирака (АПИ) закупала за рубежом продуктивные породы пчел, инвентарь и оборудование. Местные предприниматели освоили выпуск простого инвентаря, но так и не смогли наладить производство качественной вощины.
В 1985-1987 гг. от варроатоза погибло 90% местных пчел, после чего традиционное пчеловодство практически прекратило свое существование. Начавшаяся в 1990 г. война еще более усугубила проблемы отрасли. В стране осталось всего 500 пчелиных семей в рамочных ульях. К 1994 г. благодаря применению апистана их численность выросла до 30 тыс., однако санкции ООН создали перебои с поставками зарубежных лекарственных препаратов. В этих условиях АПИ обратилась за помощью к ФАО. Эксперты ФАО и иракские специалисты совместно разработали программу восстановления отрасли, рассчитанную на несколько лет. На первом этапе Ираку была предоставлены необходимые лекарственные препараты, оборудование и техническая информация. На втором этапе акцент был смещен на подготовку специалистов и создание диагностической лаборатории в Багдаде. К сожалению, начавшиеся военные действия перечеркнули результаты этой работы.
В завершении темы хочется привести несколько любопытных фактов. Газета «Нью-Йорк Таймс» 11 октября 2001 г. со ссылкой на официальные источники сообщила, что Усама бен Ладен и его ближайшие соратники по террористической организации «Аль Каеда» на протяжение многих лет наряду с другими видами бизнеса активно занимались оптовой и розничной торговлей медом в мусульманских странах, причем не столько ради получения прибыли, сколько в интересах «оперативной поддержки» своей преступной деятельности. В емкостях с медом, в частности, провозили наркотики и оружие.
В Судане бен Ладену в 1991-1996 гг. принадлежала компания «Интернэшнл Аль Иклас», перерабатывающая мед. После выдворения из страны он занимался торговлей медом в Афганистане. В это время в «Аль Каеду» влилась действовавшая в Египте террористическая группа «Исламский Джихад», также использовавшая торговлю медом в качестве прикрытия. В Йемене с бен Ладеном были связаны медовые компании «Аль Шифа Хани» и «Аль Нур Хани». Один из совладельцев «Аль Нур Хани» - Мухаммад Ахдал воевал в Афганистане, а затем в Боснии. В 1998 г. он был арестован по подозрению в подготовке террористического акта в Саудовской Аравии.