Не надо думать, что пчеловодство как вид бизнеса, подходит только сельским жителям. Любой горожанин при желании может найти в близлежащих деревнях участок земли и разместить на нем свою пасеку. Как уверяют пчеловоды, общаясь с пчелами, помимо материальных благ, они получают еще и моральное удовлетворение.
Поле бизнеса
России, конечно, еще далеко до Мексики, которая, несмотря на меньшую территорию, производит меда в разы больше наших пчеловодов. А ведь лугов, полей и лесов у нас ничуть не меньше, чтобы иметь широчайшую базу для занятия пчеловодством.
«Мало кому приходит в голову, что пчеловодство в нашей стране экономически выгодно, — говорит нижегородский пчеловод Андрей Сиротов. — Даже если вы будете иметь всего лишь 20 пчелиных семей и подвозить их к взятку два-три раза за сезон, вы будете в несомненной прибыли».
Для сравнения. В Соединенных Штатах экономически выгодно держать от 500 пчелосемей. Если у вас, например, 457, то пасека считается убыточной. Один улей в Америке стоит $200. То есть начать пчеловодство «с нуля» в этой стране, мягко говоря, тяжеловато. В странах ЕС пчеловодная отрасль дотируется государством. В России же пчеловод предоставлен самому себе. Быть может, это для него даже к лучшему.
«На Западе вовсю раскручиваются брэнды всяких «наикрутейших» медов, например, с чайного дерева, или падевого меда, собранного пчелами откуда угодно, только не с цветов, — рассказывает Андрей Сиротов. — Пищевая ценность такого меда фактически нулевая. По крайней мере, он не идет ни в какое сравнение с нашим липовым медом или луговым разнотравьем. Зато продвигают свою продукцию американцы гораздо продуктивнее наших пчеловодов, которые еще не привыкли к жестким законам рынка».
«К сожалению, в Нижегородской области не самые лучшие климатические условия для пчеловодства, — сетует Михаил Кузяев, владелец магазина «Золотой улей». — В основном, пчеловоды производят мед для себя и родственников и в меньше степени — для продажи. А на рынке господствует продукция с южных регионов страны — Воронежа, Волгограда и т. д.».
Тем не менее, продажи меда в Нижегородской области, по оценке Михаила Кузяева, растут на 15-20% в год. К тому же, в отличие от 1990-х годов, сейчас нет дефицита с сахаром — главным кормом для пчел. Так что рынок насыщается довольно активно.
«Медовые» затраты
Первый шаг в этом бизнесе — выбор пасеки. Вариантов решения этого вопроса несколько: домик в деревне, дача в сельской местности, арендуемый земельный участок и т. д. «Брать в аренду целое поле либо луг начинающему предпринимателю не имеет смысла, — считает Андрей Сиротов. — Достаточно небольшой площадки в 100-120 кв.м. Желательно, конечно, чтобы она находилась в вашей собственности. Так ваш проект окупится быстрее, поскольку не придется тратиться на аренду загородной земли, которая сейчас стремительно растет в цене».
Далее необходимо приобрести ульи. Как правило, опытные пчеловоды имеют собственный деревообрабатывающий инструмент и делают ульи самостоятельно. Но если нет опыта в этом деле, лучше купить их в готовом виде.
«Приобретать желательно ульи, бывшие в употреблении и в хорошем состоянии, — советует Андрей Сиротов. — Это не значит, что они будут идеальны и вам не придется взять в руки молоток, чтобы их подправить. Но в этом случае сочетание цена-качество будет наиболее приемлемым. В Нижнем Новгороде такой улей можно купить за 400-500 руб.»
Самый экономный вариант — поискать ульи в заброшенных селах или постараться выкупить их за бесценок у местных пенсионеров, которые ранее занимались пчеловодством.
Завести одну пчелиную семью недостаточно. Чтобы было, что продавать по осени, необходимо купить хотя бы 5 ульев и завести, соответственно, 5 пчелиных семей. «Можно больше, но, не имея опыта, возможно, будут проблемы с уходом за большей пасекой», — предупреждает Андрей Сиротов. Таким образом, покупка 5 ульев обойдет примерно в 2,5 тыс. руб.
Следующий шаг — пчелы. Их можно купить вместе с ульем, что является самым простым, но зато и самым дорогим способом. Стоимость семьи пчел колеблется в районе 18-20 тыс. руб. Можно купить рой (килограмма на три) в период роения. Его цена — около 700 руб. «Но в этом случае товарного меда в первый год можно и не получить, и ваш заработок переносится только на следующий год», — отмечает Андрей Сиротов. Самый же дешевый способ приобретения пчел — это наловить рои чужих пасек, но для этого, как минимум, нужно сделать ловушки и уметь лазить по деревьям.
Наконец, инвентарь. Начинающему пчеловоду необходимо приобрести лицевую сетку, дымарь, пчеловодную стамеску — это минимум, и без него к улью не подойти. Рекомендуется также иметь одежду светлых тонов и без ворса, щетку для сметания пчел (гусиное крыло) и другие специальные принадлежности. Соразмерно увеличению вашей пасеки придется расширять и инвентарь. В среднем на покупку инвентаря уходит порядка 5 тыс. руб.
В итоге первоначальные инвестиции в этот бизнес составят порядка 35-40 тыс. руб. «Можете смело вложить их в пчеловодство — не прогорите. Главное — любить свое дело», — уверен Андрей Сиротов.
Правда, еще потребуются дополнительные вложения при аренде торговых площадей. Если, конечно, вы сами попытаетесь заняться продажами.
Если реализовывать мед на рынке, то аренда одного торгового места составит от 900 до 4 тыс. руб. в месяц. Аренда в магазинах и торговых центрах, разумеется, обойдется в разы дороже. Организовать торговую точку по продаже меда, как, впрочем, и другой продовольственной продукции, желательно ближе к центру города. «На окраине города торговля медом низкорентабельна, — поясняет Михаил Кузяев. — Поэтому я сейчас закрываю точки в отдаленных районах и перевожу всю торговлю в магазин, расположенный в центре».
В дальнейшем необходимо учесть вложения в «амортизацию» и расширение пасеки: покупку ульев, вощины, рамок и т. д. Эти инвестиции зависят от того, насколько серьезно вы планируете развернуть бизнес.
Дело — за продажей
«Реализация продукции — основная проблема, с которой сталкиваются начинающие пчеловоды», — констатирует Михаил Кузяев.
Считается, что основная масса медовой продукции реализуется на городских рынках. Хотя за последние пять-семь лет в Нижнем Новгороде появилось несколько специализированных магазинов, занявших заметную долю рынка: сеть магазинов «Золотой улей», «Нижегородпчелопром», «Пчелиная лавка», «Пчеловодство», Первая пчеловодческая компания «Тенториум».
«Я бы рекомендовал пчеловодам отдавать мед на продажу партнерам, — говорит Михаил Кузяев. — Ведь производство и реализация — это все-таки отдельные направления бизнеса».
Найти канал сбыта можно, но для этого поставщику придется выдержать ряд условий. «Чтобы убедиться в качестве товара, я запрашиваю ряд документов, — рассказывает владелец «Золотого улья». — Во-первых, справку из местной администрации о том, что пчеловод действительно имеет свою пасеку. Во-вторых, копию паспорта самой пасеки. В-третьих, справку от местной ветеринарной станции о ветеринарной обработке. Наконец, протокол анализа меда районной ветлаборатории. Только после этого я заключаю с пчеловодом договор о сбыте».
На сегодняшний день 1 кг меда в рознице стоит 150-200 руб., у перекупщиков — 70-90 руб. В среднем от одной пчелиной семьи за сезон можно получить около 25 литровтоварного меда. Таким образом, пять пчелиных семей дадут 125 литров, которые можно реализовать примерно за 12 тыс. руб. Как видим, окупить вложения в этот бизнес можно всего за один сезон.
Помимо меда пчеловоды реализуют еще воск, прополис, цветочную пыльцу, пчелиный яд, косметические препараты на основе меда. Таким образом, посчитанная разница между расходами и доходами от пчеловодства может вырасти в сторону доходов.
«Занимаясь любительским пчеловодством, то есть, еще работая где-то в другом месте, пчеловоды в состоянии содержать 30 и более пчелиных семей, — говорит Андрей Сиротов. — Умножьте это на количество и цену меда, и вы получите очень неплохую прибавку к жалованью. А тот, кто занимается пчеловодством профессионально, имеет 50, 60 и более семей, тот полностью себя содержит за счет этих прекрасных насекомых. Хотя подавляющее большинство пчеловодов в Нижегородской области — это все же любители. Я думаю, профессиональное пчеловодство придет к нам позднее».
Проблемы бизнеса
Пчеловодный бизнес, как и многие другие, не лишен проблем. Во-первых, на рынке много фальсификата, что, разумеется, мешает честным пчеловодам. Во-вторых, начинающий пчеловод (об этом говорилось выше) очень ограничен в каналах сбыта. В советское время в каждом районе были заготконторы «Пчелопрома», которые централизовано закупали мед. Сегодня же предприниматель должен решать эту проблему самостоятельно. В-третьих, пчеловоды разобщены между собой. «Они живут только для себя, — сетует Михаил Кузяев. — А в одиночку на этом рынке работать сложно. Вместе пчеловоды могли бы работать хотя бы над продвижением продукции. Ведь без активной рекламы заниматься продажей меда фактически нереально».