Мешотчатый расплод (мешотчатая детка, сухой гнилец) — инфекционная болезнь пчелиных семей, сопровождающаяся гибелью предкуколок, которые приобретают форму мешка, наполненного жидкостью. Возбудитель относится к РНК-содержащим вирусам. Вирусные частицы изотермические, диаметром 30 нм. Взрослые пчелы переболевают бессимптомно. В их организме вирус сохраняется в течение зимнего периода до появления в пчелиных семьях расплода. В меде при комнатной температуре — до 30 сут, холодильнике — 60 сут, 10%-ном бродящем сахарном сиропе — 5, перге при 1—3 °С и относительной влажности 80 % — 105 сут. В меде и глицерине при 70 °С вирус инактивируется через 10 мин, в высушенном состоянии— через 3 недели. При 22 "С и относительной влажности 53 % вирус сохраняется на деревянных поверхностях, покрытых прополисом, 15 сут, на сотах — до 90. Вирус устойчив к действию эфира и хлороформа, 3%-ного раствора щелочи и риванола.

Эпизоотологические данные. Заболевание встречается повсеместно, где имеются медоносные и средние индийские пчелы. Местные пчелы отличаются большей устойчивостью к штаммам вируса, выделенного в данной зоне, чем к штаммам, полученным в других регионах. Наиболее восприимчивы к заболеванию личинки в возрасте 2—3 дней независимо от принадлежности к той или иной породе. Больная предкуколка может заразить 3000 здоровых личинок. Возбудитель, находясь в организме взрослых пчел, может распространяться на другие пасеки при роении, пересылке маток и пакетов пчел, купле-продаже пчелиных семей, а также с клещом Варроа. Пчелы заражают личинок при кормлении инфицированным кормом (мед, перга). Внутриульевые пчелы, чистя ячейки и удаляя трупы, становятся вирусоносителями и при кормлении личинок заражают их. Возбудитель болезни передается при блуждании пчел и трутней, при перестановке сотов. Роль маток в переносе возбудителя полностью не выявлена, но их замена в больных семьях часто приводит к выздоровлению.

Патогенез. Попадая в организм личинок, вирус проникает в ткани, где и размножается. Между покровными тканями, подлежащими линьке и вновь формирующимися, образуется пространство, заполненное водянистой жидкостью. Клетки жирового тела увеличиваются, ядра и сами клетки приобретают неправильную форму. Распадающиеся ткани и клетки гемолимфы приобретают зернистость. При культивировании вируса в культуре ткани медоносных пчел отмечается усиление митотической активности клеток, а через 72 ч заметны первые признаки их дегенерации: цитоплазма приобретает зернистость, в ней появляются вакуоли, отмечается округление клеток. При повторном пассажировании цитопатогенное действие отмечается через 24 ч.

Клинические признаки. Инкубационный период продолжается 5—6 дней. Заболевание чаще отмечают в мае - июне после продолжительной холодной погоды при недостатке в гнездах меда и перги. Болезни наиболее подвержены слабые пчелиные семьи. При обильном медосборе клинические признаки затухают, а затем прекращаются. Однако они могут проявиться осенью или весной следующего года. В процессе заболевания головка личинки становится прозрачной и несколько опускается, под кутикулой появляется прозрачный экссудат. Затем головной конец личинки отходит от крышечки ячейки, личинка приобретает коричневый цвет, количество экссудата под кутикулой увеличивается, отменатся распад тканей, которые превращаются в коричневую массу, Решенную в экссудате. В последующем содержимое тела личинка высыхает и приобретает вид корочек, которые легко извлекаются из ячейки. Количество погибших предкуколок увеличивается, семьи слабеют, а некоторые погибают. Соты с пораженным расплодом имеют пестрый вид, как и при других заболеваниях поражающих расплод. Крышечки слегка запавшие, с одним или двумя отверстиями или отсутствуют в связи с удалением их пчелами. Часто в пчелиных семьях встречаются одновременно мешотчатый расплод и европейский гнилец. Смешанное течение этих заболеваний, как правило, принимают за европейский гнилец. Антибиотики и сульфаниламидные препараты не дают положительных результатов, так как после их применения начинает интенсивно размножаться вирус и отмечается сильное поражение им расплода.

Диагноз. Ставят его на основании эпизоотологических данных, клинических признаков. Особое внимание обращают на наличие пестрого расплода, отсутствие специфического запаха и легкость удаления трупов из ячеек. Окончательный диагноз ставят по результатам лабораторного исследования патологического материала. Для этого в лабораторию отправляют кусочек сота с пораженным расплодом или не менее 20 трупов предкуколок в 50%-ном растворе глицерина. Из лабораторных методов диагностики наиболее специфична реакция диффузионной преципитации в агаровом геле суспензии исследуемого материала со специфической сывороткой или реакция коагглютинации. Можно использовать и другие методы серологической диагностики. Дифференциальный диагноз. Необходимо исключить гнильцы, порошковидный и застуженный расплод. При гнильцах и порошковидном расплоде в лаборатории выделяют возбудителей этих заболеваний. При застуженном расплоде личинки погибают во всех ячейках сота или на определенном его участке, а при мешотчатом расплоде поражение имеет пестрый вид.

Профилактика. На пасеке следует содержать сильные пчелиные семьи, обеспечивая их требуемым количеством полноценных углеводных и белковых кормов, ежегодно проводить выбраковку старых сотов, не допускать близкородственного разведения пчелиных семей. Меры борьбы. При установлении заболевания мешотчатым расплодом на пасеке вводят карантин до полной ликвидации болезни. Если семьи сильно поражены, то изымают соты с пораженным расплодом, заменяя их сотами с запечатанным расплодом из здоровых пчелиных семей. Слабые больные семьи объединяют. Маток заменяют. Ульи, вставные доски, потолочины и рамки тщательно очишают и орошают из расчета 0,5 л на 1 м2 поверхности одним из следующих растворов: 4%-ным раствором пероксида водорода, 2% ным раствором хлорамина, 1%-ным раствором формальдегида при экспозиции 3 ч. Затем их промывают водой, просушивают и используют через 5 ч. Ульевые холстики и наволочки утеплительных подушечек кипятят в 3%-ном растворе кальцинированной соды или зольного щелока в течение 30 мин. После этого хорошо прополаскивают в воде и высушивают. Пустые соты опрыскивают с обеих сторон до их полного заполнения 4%-ным раствором пероксида водорода или 1%-ным раствором формальдегида при экспозиции 3 ч. После просушивания и проветривания соты используют через 24 ч. Соты с пергой (80—90 сотов на 1 м3) обеззараживают парами муравьиной кислоты из расчета 100 мл на 1 м3 в течение 72 ч или парами уксусной кислоты из расчета 150 мл на 1 м3 в течение 96 ч при температуре воздуха 22—25 "С. Их можно использовать через 2 сут после проветривания. Мед, полученный от неблагополучных пасек, хранят изолированно и используют только на пищевые цели. Воск обеззараживают автоклавированием при 0,05 МПа в течение 30 мин или нагреванием при 70 °С с добавлением 8%-ных растворов пергидроля или серной кислоты при экспозиции 20 мин.